РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

Важнейшей задачей развития общества в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Эффективность семейного воспитания зависит, прежде всего, от уровня педагогических умений и педагогической культуры родителей.

В соответствии с планом сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка и Представительство Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь реализуют проект по разработке информационно-методического и технического обеспечения деятельности Родительских университетов в учреждениях образования.

Познакомиться с проектом можно здесь

1

 

Положение о родительском университете

Положение о родительском университете

1. Общие положения 

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу  родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6.  Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет  заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

2. Цели, задачи и направления деятельности Центра, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

  • построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
  • организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
  • повысить мотивацию родителей учиться родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
  • повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
  • пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
  • содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
  • формировать ценностно-смысловые основы родительства;
  • актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
    • правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
    • психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
    • гражданское: о путях развития образования, школы.
  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
  • организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
  • построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
  • трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
  • взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I–IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V–IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X–XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, оформление уголка педагога-психолога (при возможности в каждом классе); привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

3.  Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

  • создается на базе учреждений общего среднего образования Солигорского района;
  • создается  на основании  приказа директора учреждения общего среднего образования и настоящего Положения;
  • координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
  • реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
  • за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
  • занятия проводятся не менее одного раза в четверть;
  • родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
  • на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет».

3.2. Координатор родительского университета:

  • несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
  • координирует деятельность родительского университета;
  • осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;
  • подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
  • ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;
  • в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.4. Родительский университет может реализовываться на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.6. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.7. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.8. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

4. Структура родительского университета.

4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности –  учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.

4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

5. Документация

  • приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
  • Положение о родительском университете;
  • план работы на учебный год;
  • методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

свернуть

Библиотека родителей

Консультации для законных представителей учащихся

Для родителей учащихся I-IV классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

  • Психологические особенности младших школьников
  • Развитие памяти и внимания младших школьников
  • Мотивы учения младших школьников
  • Отношения в семье как основа взаимопонимания
  • Поощрение и наказание детей в семье
  • Леворукий ребенок в школе
педагог-психолог, классный руководитель,
педагог социальный

2

  • Воспитание вежливости
  • Профилактика жестокого обращения с детьми
  • Как на самом деле любить своих детей?
  • Микроклимат в семье и воспитание ребёнка
  • Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях
  • Роль отца в воспитании ребенка
  • Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка
  • Семейные традиции ценности в воспитании детей
  • Учение с увлечением

классный руководитель,  педагог-психолог, педагог социальный

3

  • Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение
  • Как выявить и развить способности детей?
  • Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста
  • Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей
  • Как помочь ребенку стать внимательнее?
  • Как привить ребенку любовь к чтению?
  • Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный

4

  • Агрессивное поведение: как помочь ребенку?
  • Как помочь ребенку правильно распределить свое время?
  • Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем
  • Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка
  • Интеллектуальное развитие ребенка
  • Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей
  • Организация свободного времени детей в период летних каникул
педагог-психолог,
педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних


Для родителей учащихся V-IХ классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

  • Мой ребенок становится подростком
  • Психологические особенности младших подростков
  • Ребенок в коллективе сверстников
  • Межличностное общение подростков
  • Отношения в семье
  • Компьютерные игры: польза или вред?
  • Вопросы дисциплины
  • Ответственность родителей за воспитание детей

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних

6

  • Роль отца и матери в воспитании ребенка
  • Как научить учиться с удовольствием?
  • Школьные конфликты
  • Трудности переходного возраста
  • Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?
  • Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?
  • Трудовое воспитание в семье

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних

7

  • Ваш любимый неидеальный ребенок
  • Подростковый возраст: проблемы полового созревания
  • Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов
  • Любовь и дружба в подростковом возрасте
  • Как помочь ребенку стать взрослым?
  • Подростки в социальных сетях: безопасное поведение
  • Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье
  • Предотвращение отчужденности между родителями и детьми
  • Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник

8

  • Как научиться понимать и принимать подростка?
  • О родительском авторитете
  • Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?
  • Подросток в социальных сетях: что делать?
  • Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?
  • Домашняя работа: удовольствие или наказание?
  • Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания
  • Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник

9

  • Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки
  • Самооценка поведения
  • Как помочь подростку в выборе профессии?
  • Как научить детей распоряжаться деньгами?
  • Свободное время и его значение в формировании личности подростка
  • Интернет-зависимость: пути преодоления
  • Организация свободного времени детей в период летних каникул
  • Ответственное родительство – залог благополучия семьи
классный руководитель,
педагог социальный, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних


Для родителей учащихся Х-ХI классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

  • Психофизиологические особенности десятиклассников
  • Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания
  • Личное ли это дело – личное счастье?
  • Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников
  • Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников
  • Кем быть и каким быть?
  • Организация досуга старшеклассников
  • Особенности здоровья и физического развития старшеклассника
  • Режим учебного и физического труда, личная гигиена
классный руководитель,
педагог социальный, педагог-психолог, медицинский работник

11

  • Трудности личностного роста и их влияние на обучение
  • Научная организация учебного труда старшеклассников
  • Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников
  • Закон и ответственность несовершеннолетних
  • Формирование здорового образа жизни
  • Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе
  • Самореализация личности
педагог-психолог, классный руководитель,
педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник
свернуть