РУС БЕЛ ENG

7 класс

Памятка
по предупреждению административных правонарушений,
преступлений среди несовершеннолетних
  1. Общий возраст привлечения к административной и уголовной ответственности начинается с 16 лет, но в определенных случаях он снижен до 14, и это связано с тем, что в данном возрасте гражданин в полной мере осознаёт противоправность своего поведения. (за убийство, за употребление, распространение наркотических средств – уголовная ответственность с 14 лет).
  2. За правонарушения, совершенные несовершеннолетними до 14 лет, административную ответственность несут родители учащихся. (ст.9.4.КоАП Республики Беларусь)
  3. Несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет, могут находиться в вечернее время суток на улице без сопровождения взрослых до 23.00. После 23.00 обязательное сопровождение родителей или лиц по поручению родителей. (ст.17.3. КоАП Республики Беларусь)
  4. При нахождении на улице в вечернее время необходимо обязательное наличие световозвращающего элемента в целях безопасности.
  5. Езда на велосипеде по проезжей части разрешена с 14 лет. При этом велосипед обязательно должен быть оборудован сигнальным звонком, зеркалом заднего вида, котофотами.
  6. Нецензурная брань в общественном месте является правонарушением (ст.17.1. Мелкое хулиганство, КоАП Республики Беларусь)
  7. СМС – сообщения, переписка в Интернете с оскорбительными выражениями в адрес другого человека несут за собой административную ответственность.
  8. Воровство недопустимо как во взрослом, так и в детском коллективе.
  9. Лицам, не достигшим 21 года, употребление спиртных напитков строго запрещено.(ст.17.3. КоАП Республики Беларусь)
  10. Запрещено курение (потребление) табачных изделий в местах, не предназначенных для курения.(ст.17.9.КоАП Республики Беларусь).
  11. С детьми, совершившими правонарушение, организуется индивидуальная профилактическая работа в инспекции по делам несовершеннолетних.

Родители обязаны знать: круг общения своих детей, лучшего друга или подругу; интересы ребенка; где проводит время, в каких социальных сетях зарегистрирован и периодически контролировать их. 

Родителям необходимо помнить: из любой самой трудной ситуации есть выход, надо только пытаться его найти. Нужно относиться к подростку так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.

Роль семьи в профилактике девиантного поведения

В современной социологической науке под девиантным поведением понимают особую форму поведения, при которой личность человека утрачивает понимание нравственных ценностей, а также общественных норм и мер, при этом полностью сосредотачивается на том, чтобы удовлетворять свои собственные нужды. Девиантное поведение предполагает обязательную деградацию личности, при которой человек меняется буквально на глазах и теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность за содеянное, а также возможность здраво мыслить и рассуждать. Кроме того, немаловажным фактором такого поведенческого расстройства является причинение боли тем, кто находится непосредственно рядом с личностью, а именно близким, родственникам, соседям, друзьям. И этот перечень вовлечённых в негативные отношения людей может быть достаточно внушительным.

Подростковое девиантное поведение – это распространенный феномен, который сопровождает процесс взросления и идет на спад спустя достижения совершеннолетия. Основной причиной формирования девиантного поведения у подростков является недостаток воспитания, который, в свою очередь, зависит от соответствующего климата внутри семьи.
В группу риска подростков, склонных к девиантному поведению, входят те, которые воспитываются в семьях, где один или оба родителя страдают от алкогольной или наркотической зависимости, ведут аморальный образ жизни.

К семьям, которые создают условия повышенного риска для формирования отклоняющегося поведения девушек и юношей, можно также отнести неполную семью, конфликтную семью (где существует напряжённость во взаимоотношениях между родителями), асоциальную семью (где пре- обладают антиобщественные тенденции), формальную семью (где отсутствует общность потребностей и жизненных целей, а семейные обязанности выполняются формально).

Очень часто проявления девиантного поведения подростков отмечается непосредственно в период полового созревания. В таких случаях асоциальное поведение личности является способом привлечения внимания либо попыткой устраниться от излишней опеки и избежать наказания. Главным правилом для родителей должен быть принцип «не воспитания ребенка, а воспитание себя». У подростка, который с детства видит положительный пример поведения родителей, пропагандирующих здоровый образ жизни, намного больше шансов избежать пагубного влияния внешней среды.

Ещё одним «золотым правилом», которое рекомендовано родителям, является общность интересов в семье и вовлеченность обоих родителей в решение детских проблем. Немаловажную роль в этом играет и правильная организация досуга, поскольку именно безделье подростков зачастую является причиной поиска разнообразных и довольно негативных и экстремальных вариантов времяпрепровождения. Активная же жизненная позиция, большое количество хобби и интересных увлечений вкупе с поддержкой семьи позволяют ребенку не поддаваться пагубным влияниям асоциальной среды и помогают обрести уверенность в себе.

В условиях быстро меняющихся социально-экономических отношений, при которых ценность знаний и труда уступают некогда главенствующее положение, а на первый план выходят интересы общества потребления с его культивированием материальных ценностей, задача современного общества, каждой конкретной семьи и отдельно взятого родителя – помочь подросткам преодолеть проявления девиантного поведения.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствия.

Правонарушение — это виновное поведение право дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.

  • Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
  • Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.
  • Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
  • Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Признаками проблемных детей могут являться: уклонение от учебы; низкая общественно-трудовая активность; негативные проявления (употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, курение, тяга к азартным играм); повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым.

Причины правонарушений

  1. Неблагоприятные условия семейного воспитания. Для ребенка самый действенный образец - это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.
  2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
  3. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
  4. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.