РУС БЕЛ ENG

11 класс

Зависимость

Зависимость или аддикция (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка, привыкание) – непреодолимое влечение к веществам или объектам, выражающееся в совершении определенных действий, при отсутствии которых человек испытывает психологический дискомфорт.

Отличие зависимости от увлечений и хобби – разрушительное воздействие на личность.

Индивид с аддиктивным поведением направляет всю свою активность на удовлетворение своей зависимости. При этом не развиваются другие стороны личности, имеющие потенциал, часто обрываются социальные связи. Изучением зависимостей занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина.

Зависимости разделяют на два основных вида:
  • химические (фармакологические) аддикции. Зависимость от определенных веществ. Потребность в объекте зависимости выражается физиологическими реакциями. Сюда относятся: наркомания, алкоголизм, токсикомания;
  • нехимические (психологические, субстанционные) аддикции. Потребность в объекте выражается в крайнем психологическом дискомфорте. При этом возможны психосоматические проявления. Количество психологических зависимостей растет. Субстанциональные включают в себя: 
  • компьютерные зависимости
  • пищевые зависимости и тд.
  • игорные зависимости
  • эмоциональные созависимости (секс- и любовные зависимости)
  • трудо- или работаголизм
  • пищевые зависимости и тд.
Социально приемлемые формы аддикции:
• духовные практики
• медитации
• влюбленность
• творчество
• трудоголизм
• интернет – зависимость
• шопоголизм
• экстремальный спорт
• переедание
Социально опасные:
• токсикомания
• наркозависимость
• клептомания и др.

 

Аддиктивное поведение предоставляет человеку наиболее простую возможность ухода от решения насущных проблем, способ мнимого избавления от кризисных переживаний, оно является максимально заманчивым способом убежать от себя, избежать сложного процесса личностного становления и развития. Несмотря на то, что между деградировавшим алкоголиком, необъятной домохозяйкой, «потерявшим голову» влюбленным и, к примеру, монахом, общество не усматривает ничего общего, психопатологические и химические нарушения этих организмов будут примерно одинаковы.

Люди индивидуальны и потому каждый ищет свой способ получить удовольствие. Патологическим влечение становится тогда, когда приобретает неодолимый характер. Новые и новые дозы найденного вещества или действия усугубляют болезнь. Человек становится зависим. Он теряет одновременно и здоровье и свободу. Нарушается работа центров мозга, отвечающих за волю, влечение, нарушается функционирование организма в целом. С тем, что не работает, природа расправляется. Бесконечное и бессмысленное нажатие на клавишу удовольствия, безотчетное повторение стереотипных действий, приводит к деградации. Есть такая расхожая фраза — ослабоумливает любая зависимость.

Факторы формирования зависимостей

• Биологические – наследственные факторы. Дети алкоголиков нередко становятся такими же зависимыми личностями, даже если проживали отдельно от пьющих членов семьи.
• Психологические – это различные патологии в личностной сфере. Сюда относят акцентуации характера и психопатии.
• Мотивационно-потребностные факторы – это стремление самоутвердиться в коллективе, поддержать субкультурную традицию или удовлетворить любопытство. Это часто характерно для подростков.
• Социальные факторы – у человека, выросшего в дисфункциональной семье, есть большой риск возникновения зависимости. Этот риск возрастает, если в семье злоупотребляли алкоголем или наркотиками.

Факторы часто пересекаются. Причиной зависимости может быть незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии.
 
Психологическая автономия необходима для развития собственного «Я», отдельного от родителей. Незавершенность этой жизненно важной стадии может лишить человека полноты ощущений всех его человеческих качеств и заставить вести очень замкнутую жизнь, в которой будет преобладать страх, неискреннее поведение и зависимости.
 
Для того чтобы ребенок смог успешно пройти эту фазу, родителям необходимо:
• иметь надежную связь с ребенком
• воспринимать ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть
• не запрещать ему открыто выражать свои чувства, признавать и понимать эти чувства, а также потребности ребенка в их раскрытии
• помогать и поощрять действия ребенка, направленные на здоровое исследование окружающего мира, пользуясь словом «да» в два раза чаще, чем словом «нет»
• обеспечить безопасность непосредственного окружения, для того чтобы ре-бенок мог эффективно познавать окружающий мир, позволить ему исследовать этот мир
• поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий в соответствии с возрастом ребенка
• быть способным выразить понимание, поддержку и обеспечить воспитание, когда ребенку это понадобится
• демонстрировать эффективную психологическую независимость, спраши-вая ребенка прямо, чего он хочет, открыто выражая ему собственные чувства, определяя и прямо указывая на то, чего вы добиваетесь; быть примером для ребенка
• определять, что вы запрещаете делать ребенку, и прямо говорить, почему, а не прибегать к силовым методам. Опыт показывает, что маленькие дети обучаются правильному поведению, наблюдая за поведением окружающих людей

Методы коррекции аддиктивного поведения

Методы избавления от зависимостей бывают медикаментозными и психологическими.

Медикаментозное лечение является частью избавления от химических зависимостей. Важно понимать, что без психотерапевтической работы лечение малоэффективно. Избавившись от соматических симптомов при отсутствии объекта зависимости, человек сталкивается с психологическим дискомфортом. Он будет вновь искать способ ухода от реальности. Только проработав причины зависимости, можно надеяться на положительный результат в лечении.

Существует версия, что истинная причина наркомании и алкоголизма не в формировании физиологической зависимости к веществу, а неустроенность собственной жизни. Употребление психоактивных веществ – самый доступный и быстрый способ достичь изменения сознания и почувствовать себя более счастливым. Медикаментозное лечение без работы над жизненными целями, мотивацией и без психокоррекции не только не принесет результатов, но и причинит страдания зависимому. Его лишат единственного смысла, при этом он не сможет заполнить образовавшуюся пустоту конструктивными мыслями и действиями. Избавиться от нехимической зависимости можно методами психотерапии. Нужно быть готовым, что психотерапевтическое лечение – небыстрый процесс.

Виды психотерапии при работе с зависимостями

• Поведенческая терапия. Это обучение новым моделям поведения, которые будут приемлемы в уже знакомых человеку ситуациях. Отработка стратегий отказа и избегания ситуаций, провоцирующих аддиктивное поведение.

• Когнитивная терапия. Это работа над изменением способов мышления. В ней происходит анализ ситуаций, в которых запускалось аддиктивное поведение. Вместе с психотерапевтом человек заново проживает эти моменты и ищет точку, с которой начинался запуск привычных действий. После обнаружения этой точки отрабатывается другое, верное решение, после которого ход событий мог бы измениться.

• Расслабляющая терапия. Эта терапия направлена на борьбу со страхами и депрессивными проявлениями. Как правило, она сопровождает основную терапию, поскольку в её процессе человек сталкивается с травмирующими воспоминаниями. Поддержание устойчивого психического состояния крайне важно при психотерапевтической работе с зависимыми людьми.

• Программы самопомощи. Сюда входят группы поддержки, групповая терапия, чтение литературы по теме, наставники из числа успешно вылечившихся и т.д. Программы самопомощи применяются после прохождения всех этапов лечения. Некоторые люди посещают групповую терапию не один год.

Профилактика аддиктивного поведения

Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

  • Первичная профилактика – меры, направленные на предотвращение возникновения аддиктивного поведения. Это работа с психологом (при наличии личностных проблем), расширение круга интересов, отсутствие зависимых личностей в круге общения и здоровые отношения в семье. Проведение первичной профилактики целесообразно с подросткового возраста. Многие аддикции формируются именно в этот период. Подростки наиболее подвержены как химическим, так и психологическим зависимостям из-за личностной незрелости. Проведение своевременной профилактики аддиктивного поведения поможет человеку в полной мере реализовать свой потенциал и успешно социализироваться.
  • Вторичная профилактика – предотвращение повторных эпизодов аддиктивного поведения. Она включает те же меры, что и первичная, но на этом этапе уже могут подключаться узкие специалисты (психиатр, нарколог и т.д.).
  • Третичная профилактика – это поддержка вылечившихся людей. В ней обязательны профилактические посещения специалистов для учета состояния.