6 класс
Профилактика проблемного поведения подростков
Проблема роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних – одна из важных проблем нашего общества, как остро стоящая на сегодняшний момент.
Как сделать, чтобы дети ваши не огорчали вас и окружающих их людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от вас.
Какова же роль родителей в формировании полезных и вредных привычек у детей?
Сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но самим делом.
Условие правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим ребенка в семье. Очень важно, какое место в режиме школьника занимает организация труда. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию.
Следующее условие правильного воспитания ребенка – любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, очень переживают их дефицит. Родительская любовь создает чувство защищенности, душевный комфорт. Любовь ребенка предполагает участие в жизни семьи. Как ненормально, когда родители ради своих удовольствий забывают о детях точно так же ненормально, когда в семье только дети отдыхают, развлекаются, а на долю родителей выпадает только труд.
Важное условие успешного воспитания в семье – авторитет родителей. Авторитет родителей -это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам, поступкам.
Очень важно, чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и происходит более правильное воспитание детей дома.
Проблема беспризорности и безнадзорности приобретает особую актуальность. От того, насколько вовремя выявлены категории «трудных» подростков и насколько адекватна помощь предлагаемому подростку, зависит его психологическое благополучие.
К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу без уважительных причин, плохо ведут себя на уроках. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Либо не занимается совсем. Дети зачастую отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие: отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; незнание их интересов и потребностей; социально- экономическая нестабильность; неблагоприятные семейно-бытовые отношения; потеря эмоциональных контактов родителей с детьми.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Подростками совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения. Предупредить правонарушение подростков можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Посмотрим суть проблемы, факторы и причины возникновения правонарушений среди учащихся.
Неблагоприятные условия семейного воспитания
Асоциальное поведение родителей – пьянство, разврат, проявление жестокости, совершение правонарушений и преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.
Недостаточная любовь и внимание родителей. Внешне совершенно обычный ребёнок может быть внутренне одиноким, потому что до его переживаний и интересов никому нет дела. Такие ребята стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи.
Гиперопека. Родители так боятся, что их дети наделают ошибок, что полностью их контролируют, что рождает инфантильность, несамостоятельность, личную несостоятельность. При ослаблении контроля старших ребёнок оказывается дезориентированным в своём поведении. Такие дети часто оказываются вовлечёнными в противоправные действия.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка. В семьях, где детям ни в чём не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие всё новых удовольствий и благ. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает в них уверенность в своей безнаказанности. Отсутствие привычки к разумному ограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые ими под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребёнка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания. Всё это разрушает атмосферу доверия и взаимопонимания, нередко толкая детей на преступления.
Памятка
«Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком»
- Сохраняйте спокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.
- Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.
- Сохраните доверие ребёнка к себе.
- Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.
- Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью – правда лежит где-то посередине.
- Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.
- Не позволяйте собою манипулировать.
- Не исправляйте за ребёнка его ошибки. Меньше говорите, больше делайте.
- Установите разумные границы контроля.
- Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.
- Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком.